четверг, 18 октября 2012 г.

Третий путь

Порой так и тянет поступить по справедливости... или даже по всей строго-сти закона: «Око за око, зуб за зуб»... С одной стороны, понимаешь - лю-бые отношения требуют уступок, снисходительности к недостаткам другого. С другой стороны, непонятно: как улучшать отношения, если каждый раз по-давлять недовольство (часто не безосновательное), не работать над оши-бками и даже не говорить о них?Не нужно выбирать из двух зол. 
Нужно найти третий путь – верный. Начнем!

Правда
Из чего «вырастают» наши конфликты и примирения, наши ежедневные отношения с людьми (и с самими собой)? Да-да, и на этот вопрос есть ответ в Библии. Из нее можно узнать, как менялось мышление (а значит, и поведение) людей с тех самых пор, как у них появился первый повод для недовольства друг другом – грех. Если кратко, то с момента грехопадения первых людей все стало очень плохо: уже во втором поколении произошло первое убийство (Каин убил Авеля), границы между добром и злом постепенно стирались.


У Бога был план возрождения человечества, но это возрождение должно было быть не принудительным, а добровольным. А, значит, постепенным. Так уж люди устроены: быстрые улучшения из-под палки – это ненадолго, а нужно-то – навсегда. Поэтому вначале Творец дал Аврааму (и в Его лице – всем верующим людям) обещание, что придет Спаситель, Божий Сын, который искупит грехи мира. Но перед тем как это случится, должны были произойти определенные события в истории. А до того момента Бог дал людям закон Ветхого Завета, основой которого стали знаменитые 10 заповедей. Целью закона не было изменить сердца и натуру людей (см. Римл.8:3). Он был дан для того, чтобы уточнить понятия. Дабы люди, начавшие забывать, что истинно, а что ложно, – получили нравственный, духовный ориентир (см. Гал.3:19, 24).

Закон – система простая: нарушил одну статью – ты преступник. А значит, осужден. И если осужден – получишь по полной. Закон  категоричен, ибо он – «измерительный прибор». С его помощью можно лишь оценить ситуацию, поставить диагноз. Он не предназначен для исцеления, ибо градусником болезни не лечат... Для того, чтобы освободить людей от «вируса» греховности, у Бога было другое средство – благодать, данная в Новом Завете.

Помощь
Новый Завет – это не извращенный принцип «греши и кайся», который люди трактуют еще хлеще: «кайся и греши». Бог любит нас такими, какие мы есть... но Он слишком любит нас, чтобы позволить нам остаться такими, какие мы есть. Поэтому Новый Завет – это истина плюс любовь. Божий ответ на нашу неспособность изменить свое сердце – смерть Христа за все наши грехи. Бог унизил Себя, придя на землю, приняв телесную оболочку сметного человека, претерпев страдания и смерть от тех, кого Сам сотворил. Если мы хотим жить с Богом – Он помогает нам сделать то, чего мы не можем сами: «Вот завет, который Я заключу... говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33).
Суть Нового Завета – признание истины (Бог ее утверждает, а мы с ней смиряемся), прощение грехов (Бог его дает, мы – принимаем) и движение навстречу (мы приближаемся к Богу в ответ на то, что Он сделал для нас).

Движение – это процесс, а для процесса нужно время. Поэтому методы, которыми Бог пользовался в ветхозаветные времена и теперь, – разные. Наглядный пример: однажды по дороге в Иерусалим Иисус послал Своих учеников вперед – договориться о ночлеге. Но местные жители, самаряне, не захотели принять Его под свой кров. Получив отказ, ученики внесли предложение: «Хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (см. Лук.9:52-54). Илия, знаменитый пророк времен Ветхого Завета, поступил так в ответ на наглое лукавство, на упорную ложь, на бесстыдное насилие: когда царь послал войска против пророка, пламя пожгло воинов. Но что-то изменилось с тех пор... Иисус, сам Бог во плоти, – не стал действовать «быстро и сердито». На предложение учеников свести огонь Он ответил: «... Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:55,56). Иисус дал понять: у самарян, которые теперь отвергли Его, все еще есть шанс на спасение – но им нужно время. И Бог согласен ждать. В новозаветные времена Господь не изменил Своих критериев добра и зла. Однако теперь Он дает людям Свою благодать, которую мы можем принять либо отвергнуть. Он подтверждает весть о Христе Своим

Святым Духом, чудесами, знамениями. Он терпеливо ожидает, пока слова истины прорастут в сердце человека. Независимо от количества и тяжести совершенных преступлений Бог готов простить всякого, кто искренне раскается и откажется от грехов: «...И беззаконий их не вспомяну более» (Евр.10:17). Если ветхозаветный закон – это требование, то новозаветная благодать – это помощь. Закон был дан, чтобы обозначить границы. Благодать дана, чтобы спасти. И то, и другое надо использовать по назначению. Понимать, судить, что добро и что зло, нужно по закону. А действовать – по благодати.

«Между этажами»
Божий план возрождения людей не закончился на стадии Ветхого Завета. Но многие из нас, сами того не подозревая, застряли на этом промежуточном уровне. Когда люди чем-то вызывают наше неудовольствие, мы реагируем по принципу «требования – несоответствие – гнев – ответ по заслугам». Да и если мы сами в чем-то не устраиваем себя, – схема зачастую та же: мы сравниваем себя с эталоном, обнаруживаем, что недостаточно хороши, а потом обвиняем себя: «Ну, надо ж быть таким идиотом!» В отношениях с Богом – то же самое: даже будучи христианами, но живя в плену ветхозаветного мышления, мы можем думать, что Бог отвергает нас, если мы не совершенны! И в результате либо пытаемся выставить себя перед Богом в лучшем свете (что бесполезно, ибо Он знает все), либо пребываем в подавленном настроении (раз я не могу соответствовать идеалу, Бог не ответит на мои молитвы).
Именно в таком законническом подходе к своим и чужим недостаткам – причина многих «неразрешимых» проблем в отношениях.

Когда кто-то обижает нас и грешит против нас, мы говорим себе: «Он не должен так относиться ко мне!» Мы смотрим на человека, как на виновного. Ждем от него немедленного соответствия стандарту – Божьему или нашему. Высказываем требования. Гневаемся, потому что «закон производит гнев» (Римл.4:15). И не можем добиться перемен, потому что «закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19). Люди только сопротивляются в ответ. Да что там люди – мы сами реагируем так же, когда с нами пытаются поступить «в строгом соответствии с буквой закона»! Хочется ответить обвинителю: «Сперва на себя посмотри!» И начинаются бесконечные «суды» и самозащиты, обвинения и оправдания, требования и наказания. Никто никого не слышит и не понимает... Но можно пойти другим путем!

Божья классика
Принцип Нового Завета – понять, простить и (если человек не против) помочь. Помочь по-настоящему – не «замазать» ситуацию, а изменить ее. Божья любовь в Новом Завете не отменяет стандарта совершенства, но помогает дорасти до него. Бог не требует от нас немедленно стать идеальными или умереть на месте. Видя наши недостатки и немощи, Он продолжает любить нас и помогает победить свои грехи, ошибки, изменить неверные представления о жизни. Для этого Господь «заменяет закон заповедей учением» (Евр.2:15). И если порой Он наказывает нас, то только для того, «чтобы дать нам будущность и надежду» (Иер.29:11). Иисус по-прежнему ненавидит зло. Но при этом не спешит «побить нас камнями», а говорит: «И Я не осуждаю тебя», – при этом добавляя: «Иди и впредь не греши» (см. Иоанн.8:11).

Когда мы мыслим новозаветно, по-евангельски, – мы объективно признаем свои недостатки, честно каемся в грехах – и вместо того, чтобы страдать от самообвинений, искренне стараемся поступать, как учил Христос. Тогда и в отношениях с людьми, которые причиняют нам зло, мы ведем себя по тому же принципу трезвой Божьей любви: осознаем, что человек имеет слабости и грешит, но можем снизойти к нему. Мы уже не предъявляем к нему требований немедленного совершенства и мгновенных перемен – ведь мы тоже много в чем несовершенны, и мы делаем ошибки. Мы никому не льстим, но и никого не осуждаем.

Когда наша позиция, данная Богом (например, позиция родителя или начальника), подразумевает право требовать, учить, направлять, – мы можем, когда нужно, обличать человека в неправоте, ставить условия. Но мы уже «знаем, какого мы духа». И этот евангельский дух благодати побуждает нас быть твердыми не тогда, когда мы лично обижены. А в том случае, если это нужно для пользы дела или для личностного роста человека. Мы принимаем людей такими, какие они есть, но помогаем им (и самим себе!) не остаться прежними.

Когда люди видят в нас не высокомерие, а искренность, – и их сердца открываются нам навстречу. Если новозаветное мышление, новозаветное поведение, новозаветная реакция на дела других становится основой нашей жизни в семье, на работе, в кругу друзей и даже среди врагов, – перемены к лучшему неизбежны. Разрушенные отношения восстановимы. И конфликты – даже очень старые, с богатой историей – разрешимы.
Бог дает для этого и способы, и силы, и средства... Было бы желание.
Михаил МОЛОТОВ.
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ