воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Случай в тундре.

                                                                                                 Свидетельство

Холодная, однообразная, плоская как стол, нигде ни кустика, ни бугорка... Такой может показаться северная часть Ямальской тундры пришлому человеку. Но если присмотреться внимательнее, глубже погрузиться в повседневную жизнь тундровиков, то за, кажущимся однообразием, мы без труда увидим удивительное сочетание человеческой беспечности и упорного стремления выжить в очень непростых полярных широтах. Исключением служит лишь малая часть, - уверовавшие в Живого Бога, и не понаслышке знающих Его! Впрочем "знающих" пожалуй несколько громко сказано ведь ежедневного Его в его школе училась молодая пара из Сеяхинской церкви основам семейной жизни - любить и быть любимыми. "Каждое утро Он пробуждает ухо мое чтобы я слушал, подобно учащимся" (Ис.50:4).

25 августа 2009 года. По меркам этих полярным широт день выдался на удивление жарким (около 20 градусов по цельсию). Такое тепло не абсолютное благо для тундры и ее обитателей: так как оводы безжалостно жалят оленей, последние в свою очередь без оглядки, повелению инстинкта, спасаясь, устремляются бежать без оглядки, против ветра стараясь, таким образом оторваться от кровососущего гнуса. Бывшим жителям России и Украины для наглядности уместно здесь вспомнить коров и оводов. А это серьезная проблема всех оленеводов, т.к. за считанные часы можно не досчитаться и половины своего стада... 


В тот день молодой брат - оленевод Володя Окотэтто, ничего не планировал делать другого, кроме привычной для него ежедневной обязанности - собрать к своему чуму стадо, сосредоточив его в поле своей видимости. Начав день с чтения Библии, они, вместе с молодой женой, помолились, призвав Отца Небесного, и нас сей день, чтобы Он был их Охраной и Руководителем. Между тем в центре чума на открытом огне закипал чайник, приглашая своим ароматом все обитателей этого жилища к завтраку. Было тихо, уютно, спокойно. Минуло всего пять месяцев, как Владимир и Ирина в Сеяхинской церкви получили благословение на совместную жизнь. Впервые взявшись за руки, они обещали Господу и друг другу - достигая любви быть верными до конца, до смерти. Ожидая подарок от Господа в виде пополнения семьи, они устроили свое уютное гнездышко, расположив чум на самом краю Ямала, невдалеке от пролива Малыгина и острова Белый. 

Каждый день они учились семейным основам любить и быть любимыми... Несмотря на то, что в ненецком языке нет слова <любовь>, наши друзья, не смущаясь, ввели в свой семейный лексикон "недостающие", но такие жизненно важные слова и словосочетания. Нет ничего страшного, если русское слово на правах заимствования вскоре принимает ненецкое окончание и, тем самым не подавляя национального языка, значительно обогащает колорит родного наречия! Кстати, в словаре ненецкого языка не найти и таких слов как "прости", или "извини", "благодарю"... Ведь именно они являются основополагающими в христианстве! 

Искреннее желание помочь своему народу не раз заставляло задумываться нашего брата об эффективных методах благовестия на родном полуострове. Простившись с женой, Владимир помолился у порога чума, подойдя к упряжке дежурных оленей, которые, в отличие от всего стада для удобства были с вечера, привязаны в определенном месте, для того чтобы быть всегда <под рукой>. Движением длинного шеста - хорея, он дал знак вожаку упряжки и уже на ходу вскочил на быстрые нарты (сани в упряжи). Как и следовало ожидать стадо ушло против ветра и дойдя до предыдущей стоянки их чума, становилось как бы ища на знакомом - <родном> месте возможности укрыться от гнуса. Осматривая в бинокль окрестности, пастух без труда обнаружил свое, сбившееся в одну группу стадо. 

Окинув опытным взглядом оленей, он быстро убедился, что всё стадо, насчитывающее не менее 500 голов, в сборе. Обычно, ненцы без труда с точностью до десятка голов могут визуально определить количество животных, даже в движущемся стаде. Также и "чужаков" приблудившихся из соседнего стойбища для северных окраин полуострова не редки случаи приходов в стадо и диких оленей, однако радоваться такому "прибытку" оленеводу не стоит... Дикарь, рожденный на воле, никогда не остается жить в одомашненном стаде навсегда! Он может мирно жить в стаде даже продолжительное время но, как правило, не остается жить в нем навсегда. Некоторое время он мирно живет в понравившимся ему окружении прирученных особей, но однажды в какой-то момент (возможно, когда подойдет пастух) он, испугавшись, пускается в бегство, часто увлекая за собой и часть стада... 

Иногда довольно большую часть и это большая потеря для каждого оленевода. В тундре не редко бывает и так: мирно пасется в дали десяток оленей а среди них домашний олень. Такой олень заметен по окрасу шерсти, осанке, и движением. Услышав сигнал тревоги, всё стадо неудержимо устремляется за вожаком. Вот тогда-то и обнаруживается, кто есть кто! Дикари, привыкшие к свободной миграции по тундре, легко преодолевают большие расстояния без отдыха, а "блудные сыновья" привыкшие к спокойным пастбищам и пастушескому присмотру, заметно отстают в беге, от своих свободолюбивых сородичей, часто доставаясь в добычу волкам...

Возможно, кто-то скажет: "Это же животные, законы суровой тундры?! Дикой природы! но, не так ли происходит и с людьми в человеческом обществе?! Вот что значит <дружба с миром>!"

Неподалеку от старой стоянки перекочевавшего на новое место чума, стояли нарты с зимним имуществом наших друзей. В эти нарты, как правило кладут теплые зимние вещи, запасы продуктов и прочий скарб в котором нет необходимости в летнее время. Такой примитивный способ хранения своего скарба значительно упрощает частые переходы. А кочевать оленеводам приходится постоянно. По мере истощения "злачных пажитей" местные жители переходят с место на место по строго определенному маршруту. 

Маршруты этих кочевок складывались веками. Предками тундровиков-кочевников. Унаследовав родовые пастбища, ненцы <каслают> т.е. мигрируют (по ненецки), стараясь не нарушать условных границ родовых пастбищ. Володя внутренне почувствовал побуждение пойти осмотреть эту группу нарт с вещами. Никакой особой необходимости в этом не было, но с побуждением сердца он спорить не стал. Разве это может быть пустым время провождением?! Тем более что стадо уже найдено. Он привязал вожака, как и полагается к собвенной нарте, остальные олени в общей упряжке покорно стояли рядом. Взяв с собой маленькую, но верную лайку – оленегонку. 

Он отошел на расстояние видимости к группе своих зимних нарт. Когда до намеченной цени, оставалось около километра он заметил что нарты, раннее стоявшие в определенном порядке и последовательности, хаотично разбросаны и некоторые даже перевернуты. Внутренне он насторожился, чтобы это значило?! По неписаным законам тундры никто из людей чужие нарты трогать не станет. Хотя в последнее время моральные законы тундры не редко нарушались молодым поколением тундровиков. Факты воровства в тундре участились. 

Печально, но моральное разложение достигло и этих холодных пределов. Это же не было похоже на действие человека. Значит медведь?! Нарты с опрокинутой провизией и вещами стояли у обрыва, когда хозяин подошел к ним он заметил, как по косогору вниз быстро удалялись три фигуры. На столь близком расстоянии можно было без труда различить медведицу с двумя медвежатами. Поспешно удаляясь от облюбованного места, они часто оглядывались назад. Явно негодуя на незваного гостя. Вскрыв некоторые нарты, медведица быстро определила их содержимое и, сделав свои медвежьи отметки, окончательно посчитала себя единственным и полновластным хозяином этих "богатств" главным из которых были, конечно же, продукты. 

Лето не самое благоприятное время для белого медведя из-за растаявшего у берегов льда. Значительно усложняется медвежья охота на морских животных: моржей, тюленей, морских львов, котиков, и т.п. В трещинах льдов обычно медведи легко добывают свое пропитание, при этом откладывая себе значительные запасы жира на полуголодное лето.  Именно в летний период белым медведям приходится довольствоваться только тем, что во время приливов выбрасывает Карское море: оглушенное штормом. 

Володя вспомнил что, укладывая нарты, хотел взять с собой какой-нибудь металлический громыхающий предмет. Но ничего подходящего ему не попало на глаза, и это как-то вылетело из головы. Медведица оказалась огромных размеров, не менее трех метров в высоту. Медвежата, обычно рожденные в декабре, тоже были достаточно крупными примерно с обеденный стол средних размеров. Медведица закрывала половину неба из-за своего необычно большого роста. Володя вспомнил, что убегать в таких случаях никак нельзя. Это придаст разъяренному зверю, еще большую преждевременную уверенность в победе. 

Во чтобы то не стало нужно было смотреть прямо с глаза нападающему великану! Сделать это в зоопарке не сложно, даже интересно, но здесь - смотреть в глаза своей смерти, это почти невозможно! Владимир встал громко взывать к Богу: "Господи! Ты все видишь. Это животное - твое создание, поэтому оно противостоит мне - повинуясь Тебе!" Голос тридцатилетнего мужчины несколько дрожал, но он продолжал с верой взывать к Богу. "Если моя смерть принесет славу Тебе, то да будет так!" В этот момент он заметил, что стоявшая на задних лапах медведица с поднятыми вверх передними лапами стала наклоняться в его сторону. 

Володя интуитивно, безотчетно лишь только успел отвернуться, как сильные лапы медведицы мгновенно ударив по спине, повергли его на снег... Собачка, видя такой серьезный поворот событий, бросилась на помощь хозяину. Она подбегала сзади, едва доставая зубами, хватала медведя за окорока и тут же отбегала в сторону, делая новый заход. Силы в битве человека собаки и белого великана были явно не равны! Медвежата, неуклюже двигаясь, тоже представляли опасность для северной лайки, так как в размерах превосходили ее не менее чем в десять-пятнадцать раз! 

Задетое маленькой лайкой самолюбие медведицы заставило ее на время отвлечься от лежащей неподвижно на снегу жертвы... Володя, воспользовавшись моментом, поднялся и стал медленно, но уверенно подвигаться в том же направлении, к стаду, где его ожидала упряжка оленей. Понимая насколько опасно сорваться на бег, а в тоже время, не теряя драгоценных секунд, отступал, твердя себе: "Только не паниковать". Бездействовать в этой ситуации неразумно, но что делать в таких непредвиденных обстоятельствах он тоже не знал. 

Встреча с разъяренным зверем, была первой в его жизни... Володя молился: "только не паниковать!" Вскоре он почувствовал, что ему что-то мешает двигать ноги, ставшие ватными от ужасной картины при ходьбе, стали запутываться в оленьих шкурах. Что это!? Оказывается, при ударе в спину, медведица слегка выпустила свои острые как ножи когти, мгновенно разодрав одежду на спине своей жертвы.

Одежды из оленьих шкур свисала сзади, путаясь в ногах. Володя хотел, было подвязаться поясом, чтобы свисающие лохмотья его одежды не мешали передвигаться. Но ремень уже был потерян, оставалось последнее оружие - молитва. И он продолжал взывать к Богу как никогда ранее: пройдя около пятидесяти метров, медведица вновь перешла в атаку. Она в точности повторила свою тактику боя. И вот опять хищница в двух шагах от беспомощного человека. Кто сказал, что медведь косолапый и неуклюжий?! Все движения белой великанши были грациозно - точны и красивы. 

Она словно демонстрировала своим медвежатам на что способна, тем самым, преподавая им уроки борьбы и жизни. Секунды тянулись мучительно долго! Что предпримет хищница далее? Кровь стыла в висках, но нужно было сохранять хотя бы видимость спокойствия, взгляд в "Боеготовности!" "Господи ну что это!" - вырвалось из уст Владимира. Едва успел он увернуться от одного мощного удара, белая лапа нанесла второй по спине удар и повергла молодого оленевода на снег. 

Лежа лицом вниз Володя стал оценивать ситуацию, стараясь лишними движениями тела не провоцировать хищника к еще большей агрессии. Боковым зрением, не поворачивая головы, он увидел около правой щеки огромную лапу медведицы. Слева - та же картина... Что делать, когда ни минуты а уже только секунды жизни оставались на исходе?! Пестрой вереницей с невероятной скоростью в голове замелькали картины всей жизни: упущенные возможности в благовестии, не сделанное для Христа доброе дело, формально сложенные, в последнее время отношения с Богом, все в одно мгновение возникло в сознании умирающего христианина... 

"Господи!" - не боясь медведицы, громко воззвал Володя - "Прости что охладел духовно, прости что отношения с Тобой, стали не такими как после покаяния и крещения! Я все понял. Буду служить Тебе, если продлишь мне жизнь, а если ты считаешь, что через мою смерть я смогу сделать больше для Тебя то прошу: Благослови мое дитя, сына или дочь, которое должно родиться. Я посвящаю Тебе мое потомство!" 

Медведица стоя неподвижно над телом человека с тяжелым дыханием принюхивалась и прислушивалась к незнакомым запахам и прислушивалась к необъяснимому поведению этого живого существа. Потом, открыв огромную пасть, стала примеряться к Володиной голове. Сделав паузу в молитве, он вдруг почувствовал, как острые нижние клыки на вид не менее шести сантиметров в длину стали вонзаться в его голову. В нижней части головы ближе к шее вдруг послышался хруст. На удивление никакой паники Володя не испытывал напротив, мысли вдруг, потекли размеренней и спокойней: "Ну вот череп уже проломлен, скоро я буду у Господа!" 

Собака видавшая не раз белого медведя продолжала свое небольшое дело и нападая сзади у кусаясь периодически досаждала победительнице! В очередной заход маленькой лайки сзади, у медведицы, по всей вероятности, лопнуло терпение, и она во всю мощь бросилась за "Моськой!" Какое-то время неравные гонки шли по прямой, и собаке удалось отвести разъяренного зверя подальше от хозяина, почувствовав же тяжелые лапы громадной хищницы, лайка резко метнулась в сторону. Тяжелая масса медведицы по инерции пронеслась в прежнем направлении. Выиграв несколько драгоценных секунд, собака вновь мчалась в сторону от хозяина, давая возможность хозяину уйти подальше. 

Тут медведица словно опомнившись, возвратилась к своим медвежатам, которые в полном смятении бестолково носились взад – вперед. Володя, уразумев, что его жизнь еще продолжается, приподнимая лохмотья своей одежды, стараясь не терять спасительного времени, которое ему подарил Бог, в сменившихся обстоятельствах понимая, что от собачки столько же пользы, сколько и вреда подозвал защитницу и взял ее на руки, чтобы не вводить разъяренную медведицу в еще большее раздражение. 

Уделив короткое внимание скулящим медвежатам, медведица вновь пустилась догонять свою удаляющуюся жертву. Но вдруг ее внимание привлекли следы человека. Вместе с медвежатами она стала внимательно вынюхивать следы человека. Увидев это, Володя догадался: "Наверное, по моей спине из ран течет кровь, и красные капли орошают снег под ногами". В напряженной борьбе он не чувствовал рваных ран на спине. Увидев такую перемену в поведении животных, оленевод с новой силой почувствовал надвигающуюся смертельную опасность. 

Хищный зверь, учуяв запах крови, приходит в неистовое возбуждение уже не может более сдерживать свою агрессию. Поплотнее обмотавшись рваной одеждой собрав последние силы, Володя прибавил шагу. Озираясь на "Прикованных" запахом свежей крови к своим следам увлеченных медведей, наш брат приблизился к своему мирно пасущемуся стаду. Оленья упряжка стремительно мчала нашего героя к родному чуму. Увидев на горизонте быстро приближающуюся точку навстречу выбежала его встревоженная жена. Её любящее сердце почуяло неладное ведь Володя задержался больше обычного. Почувствовав беду, забеспокоились и родственники, живущие соседние в соседнем чуме. Остановив мчащихся оленей, Володя призвал всех к благодарственной молитве за чудесное избавление от верной смерти.

 На этот раз она была такой необычно - горячей! Да и могла ли она быть формальной?! Благодарность Богу сменялась молитвой посвящения. Горячим и искренним обещанием в дальнейшем служить Богу, оставляя добрый след среди единоплеменников! Тундровое "радио" особенно оживилось. Из уст в уста предавалась новость о невероятном происшествии в христианских чумах. Ненцы по-разному истолковывали случившиеся: выбросили идолов, вот Белый медведь "он считается у ненцев священным" - и вразумляет их. Другие, напротив, заступаясь за верующих, говорили - все равно голодные медведи наверняка встретились бы с людьми. Но хорошо, что они попали на человека, который может молиться! 
По милости Божией эта история хорошо закончилась, Бог одним действием перста не одному - многим преподал насущные уроки жизни. Однако я думаю, что для восстановления в нашем сердце потерянного рая не стоит дожидаться медведей или "говорящих ослиц".

1 комментарий:

  1. Да божья воля на все и на всех.Спасибо очень поучительно и трогательно.

    ОтветитьУдалить

Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ