«Милости
Твоей Господи, полна земля…» (Пс.118:64)
Милость -
благодеяние кому-либо не за его заслуги, а потому, что добр тот, кто оказывает благодеяние.
Данная формулировка слова «милость» показывает сильное сходство с формулировкой слова «благодать».
Благодать
– благое даяние человеку от Господа без всяких заслуг со стороны человека.
Значения этих слов настолько близки, что в современном русском переводе Библии,
в Евангелии от Иоанна 1:17 слово «благодать» переведено словом «милость».
«Бог дал закон чрез Моисея, а
милость и истина явлены через Иисуса Христа» (Ин. 1:17, современный русский
перевод).
«Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез
Иисуса Христа» (Ин.1:17).
Господь сказал книжникам и фарисеям, что одним из важнейших в законе Моисея являлось воспитание в человеке милосердия.
«Горе вам,
книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и
оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того
не оставлять» ( Мф.23:23).
Вот некоторые заповеди закона, призванные воспитать милосердие в народе Его, исполняя которые не являешься ещё милостивым, а лишь исполнителем закона, но когда такое поведение становится нормой повседневной жизни, то, значит, цель закона достигнута:
«Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исх.23:4-5).
«Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и
оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай до
чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и
пришельцу. Я Господь, Бог ваш» Лев (19:9-10).
Что значит окончание «Я Господь,
Бог ваш», как не то, что поступать по этим
заповедям – достойно Меня и по нраву Мне.
«В юбилейный год возвратитесь
каждый во владение своё. Если будешь продавать что ближнему твоему, или
будешь покупать что у ближнего твоего,
не обижайте друг друга…» «…бойся Бога
твоего; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев.25:13-14,17).
«Если брат твой обеднеет
и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб
он жил с тобой. Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай
ему для прибыли. Я Господь, Бог ваш…»
«Когда обеднеет у тебя брат твой и продан
будет тебе, то не налагай на него работы рабской. Он должен быть у тебя как
наёмник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя» (Лев. 25:35-40).
К учению о милосердии так же
относится повеление о городах убежищах (Числ. 35:9-34).
Учение о милосердии не было поставлено
учителями народа в центр, но упор делался на учение о жертвах и приношениях,
предназначенных для выстраивания правильных отношений человека с Богом.
Отношения же человека с человеком, угодные Богу, оказались в пренебрежении. Господь,
желая устранить перекос и расставить Своему народу правильные приоритеты,
возглашает через пророка Осию: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения
более, нежели всесожжения» (Ос.6:6).
Но и это не помогало. И тогда, видя
несостоятельность закона в воспитании народа и неспособность Израиля внимать пророкам,
Отец посылает на землю Сына Своего, чтобы научить народ Божий и поставить в
пример Свою благодатность и
милостивость.
Господь неоднократно обличал учителей Израиля - фарисеев,
книжников, законников - в том, что они, усердствуя в жертвах и требуя
жертвенности от других, оставались ожесточёнными и неспособными являть милость
ближнему. Скрупулёзно отделяя десятину с такой мелочи, как мята, анис и тмин, тем самым нарядно украшали внешнюю сторону чаши своей жизни, а, не радея о явлении милости, внутренне оставались нечистыми, или словами Господа – оцеживали комара, а верблюда поглощали.
Рассмотрим
места Писания, где Господь показывает Своё милосердие и ставит его нам в
пример: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и
возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для
чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал
им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Пойдите, научитесь, что
значит: «милости хочу, а не жертвы…» (Мф.
9: 10-13).
За что не любили мытарей?
Как раз за то, что
заповедей закона о милосердии к братьям евреям не соблюдали, а наоборот увеличивали
сборы сверх нормы. Писание осуждало имеющих общение с такими людьми: «Когда
видишь вора, сходишься с ним и с прелюбодеями сообщаешься» (Пс.49:18).
Если бы
Господь Иисус поступал по путям внешнего благочестия, то сторонился бы
грешников, и не призвал бы Левия, и не ел бы у него в доме. Но Он двигался по
пути внутреннего благочестия, по пути снисхождения к невежествующим и заблуждающимся,
находя для них оправдание и являя им милость.
Взирая на Его поступки плотским зрением (без веры в Него),
можно увидеть нарушителя закона Моисеева, а взирая на Его действия с верою Его
словам, можно увидеть Его божественную благодатность и милостивость. Поэтому
Апостол Павел и говорит о Нём: «…оправдал Себя в Духе…» (1 Тим.3:16).
Во плоти Господь Себя не оправдал, во плоти
Он был осужден, как нарушитель закона Моисея и казнён. А в Духе был оправдан
Отцом и воскрес. Так же может быть и с нами, желающими идти по следам Христа по
пути милосердия; мы можем подвергнуться осуждению от ревнителей святости, но ревнителей не по
рассуждению.
Вот второй пример: «В то время проходил Иисус
в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и
есть. Фарисеи, увидевши это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не
должно делать в субботу…» «...Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а
не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Мф.12:1-2,7).
Как и в первом случае, фарисеи ожидали
увидеть от Господа жертву букве закона, так и
здесь хотели увидеть от учеников Господа жертвы: оставаться голодными
ради исполнения буквы закона (не делать никакой работы в субботу – не срывать,
не растирать колосья).
Господь же ещё раз демонстрирует насколько дороже Отцу
наша любовь друг к другу в сравнении с соблюдением установленных норм и правил,
через которые, якобы, является любовь к Богу.
Бывает,
сидишь в собрании и посреди проповеди или пения у кого-то начинает звонить
телефон. И вот этот Христианин покидает служение Богу и выходит для более
важного, с его точки зрения, дела. В первую очередь, внутри закипает гнев и
возникает желание ещё раз высказать ему за непочтение к Богу и пренебрежение нормами
христианского приличия. А во вторую очередь, приходит снисхождение и покрытие
любовью такового, как немощного, который ещё не в силах отказывать себе. В
итоге остаёшься безмолвен, хотя и выглядишь равнодушным и не ревностным к
святости и чинности служения.
Да
благословит нас Господь возрастать в благости и милосердии Божьем!
Аминь!
Проповедь Андрея Мамонова, церковь ОЦХВЕ города Тында
Проповедь Андрея Мамонова, церковь ОЦХВЕ города Тында
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (это лучше, чем анонимно)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ