среда, 5 января 2022 г.

Ода Г.Р. Державина "Бог"

Поэзия через века.
Гавриил Романович Державин
1743 - 1816 гг
Первые стихи Державина Г.Р. увидели свет в 1773 году.
Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

В мае 1800 года Державин Г.Р. последние несколько дней находился рядом с умирающим Суворовым и присутствовал при его кончине. Именно он предложил знаменитую надпись "Здесь лежит Суворов" на могильной плите, очень понравившуюся полководцу. Вернувшись домой и услышав трель ручного снегиря, Державин Г.Р. написал стихотворение "Снегирь". Державин Г.Р. очень любил птиц - и в его Петербургском доме и в Званке были вольеры с ручными птицами, которых он кормил из рук

Всё это время Державин Г.Р. не оставляет литературное поприще, создаёт оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Гавриил Романович дружил с князем С. Ф. Голицыным и посещал усадьбу Голицыных в Зубриловке. В известном стихотворении «Осень во время осады Очакова» (1788) Державин призывал друга побыстрей взять турецкую крепость и вернуться к семье. 

Державин Г.Р. скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка. Чувствуя себя последнее время плохо, он тем не менее продолжал оставаться на ногах и вёл привычный образ жизни. Умер вечером, собираясь наутро по уговорам жены и племянницы поехать в Петербург к врачу.

Ода Бог
О, Ты, пространством бесконечный,
Живой в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Могучий властью бытия!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — Бог!

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не может дух наш просвещенный,
От Духа Твоего рожденный,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись желает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

О, чудо тайны сокровенной! 
Из ничего Ты мир создал
А вечность прежде дней Вселенной 
в Себе Самом Ты основал. 
Себя Собою составляя
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавший всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее скрепляешь и живишь;
Любви дарами осыпаешь
И смертью жизнь Ты всем даришь.
Как искры сыпятся, стремятся,
как твари от Тебя родятся
Тобой созда'нные плывут 
По небу ярких звезд милльоны.
Твои они творят законы.
И свет животворящий льют.

Как капля, брошенная в море
Вся тварь перед Тобой сия 
Но что весь мир в Его просторе?
и что перед Тобою я?
В пространстве света необъятном
Миры умножу я стократно  
в уме восторженном, и то, 
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величием Твоих добро'т;
Во мне Себя отображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
И мысль, и чувства простираю
В пределы вечной высоты;
К Тебе душа моя пылает, 
и о Тебе лишь размышляет: 
Я есть, конечно, - есть и Ты!

Твое созданье я, Создатель!
Твоей Премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твое веленье положило:
Чтоб бездну смерти проходило
Мое бессмертное бытьё;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.

Пути Твои непостижимы!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
Твоей любовью наслаждаться
и, славя в сердце, слезы лить!..
1784г
***
Приглашаю еще на один блог "НЕБЕСА НЕБЕС"
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (это лучше, чем анонимно)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо вам!

1 комментарий:

Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ