« Если вы трудитесь, то вы не останетесь без
плода».
Мы можем сейчас огра-ничиться одним ответом: «Вникай в себя, каков ты - таковы и будут твои дети». Но чаще всего себя мы не видим, а вот детей своих видим хорошо. И «стругаем» их так, как нам хочется. Хотим - ругаем, хотим - наказываем, а захотим - милуем и т.д. И забываем об одном, что есть внутренний мир ребёнка. Он как «накопитель», туда складывается всё от самого начала - его зачатия.
Как
воспитывать детей?
Этот вопрос часто задают молодые родители. И в ответ слышат
очень много советов. И все советы разные и все вроде бы хорошие, но как их все
запомнить, да и как их все применить?
Мы можем сейчас огра-ничиться одним ответом: «Вникай в себя, каков ты - таковы и будут твои дети». Но чаще всего себя мы не видим, а вот детей своих видим хорошо. И «стругаем» их так, как нам хочется. Хотим - ругаем, хотим - наказываем, а захотим - милуем и т.д. И забываем об одном, что есть внутренний мир ребёнка. Он как «накопитель», туда складывается всё от самого начала - его зачатия.
Этот мир очень трудно понять, а порой
взрослые и не пытаются это делать. Многие даже не задумываются над тем, что
ребёнок это личность, со своей генетикой, со своим характером, своими
амбициями, эмоциями. Это непохожий на других человек, это индивидуум, и каждый
человек неповторим. Теперь для нас это
не секрет. И, тем не менее, мы об этом забываем, поэтому совершаем много
непоправимых ошибок.
Каждый родитель, конечно же, хочет, что
бы его ребёнок был похож на него. Ему хочется передать свой талант, свой опыт,
свою профессию, навязывая ребёнку свою жизнь. Но для каждого человека у Бога есть своё определение, и часто оно не
сбывается в жизни наших детей из-за нас, так как мы становимся помехой Ему, и сами формируем
личность своего ребёнка.
Каждый родитель
хочет, чтобы его ребёнок был послушен, а если он не послушен, то мы огорчаемся.
Но не каждый спрашивает мнение ребёнка и не каждый с ним считается. Может быть, он ещё не может о чём-то здраво рассуждать, но
тогда как ему научиться это делать? -
Выражать своё мнение и делать выводы. А как научиться просто думать?
Чаще всего мы всегда забегаем наперёд, например, спрашивая у ребёнка: «Где ты
был?» (когда он задержался на прогулке).
Мы, не дожидаясь ответа, отвечаем за
него, выдвигая свои предположения. Или, спрашивая мнение ребёнка, мы всё равно
принуждаем его прислушаться к нашему мнению. Мудрые родители уже наперёд знают,
что ответит ребёнок, так для чего спрашивать его мнение? - Для того, что бы
отвергнуть его или ещё раз доказать, что взрослый всегда прав.
Но почему мы так
уверены в своей правоте?
Сталкиваясь с такими ситуациями, ребёнок постепенно
закрывается. Одни становятся послушными, во всяком случае, так считаем мы,
родители. Дети соглашаются с нашим мнением, перестают думать искать ответы. За
них всё знают, за них всё скажут. Такие личности не могут выражать свои мысли,
они прислушиваются к чужим мнениям и
соглашаются с ними. Дети, которые не соглашаются с мнением своих родителей,
готовы выдвинуть свою точку зрения и её отстаивать. Таковых мы причисляем к
непослушным.
А почему бы не помочь ребёнку самовыразить себя, сформировать свою
личность. Ведь можно просто предложить спросить совета у других, и пусть
ребёнок сам делает выводы. «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве
советников они состоятся» (Прит.15:22).
Если вы сами торопитесь со своими выводами,
то не советуетесь с Богом, со своими близкими, если своё размышление считаете
всегда правильным, то так же и будете воспитывать своего ребёнка.
Только
у него уже не будет своего мнения, потому что ему надо будет всегда соглашаться
с вами. Такие люди, скорее всего, становятся ведомыми, а не ведущими. Такой
человек не может быть открытым. И это становится частью его характера.
Зачем гневаться за то, что ребёнок не
правильно думает или не правильно понимает. Как бы он не высказывался, главное
он поделился с вами своими мыслями. Может просто исследовать, почему он так
думает и не спешить делать выводы. Лучше оставить беседу и в тайне помолиться,
попросить разумения у Бога, и потом сказать: «Дорогая моя или дорогой мой, я
рада, что ты сказал мне об этом. Я верю тебе, и я хочу сказать, что один
человек может ошибаться, но если большинство думают как он, значит он прав».
Есть ещё одна незаметная на первый
взгляд проблема, которая ломает личность нашего ребёнка. Это наша гордость,
которую мы чаще всего не хотим видеть. Мы хотим гордиться нашими детьми (а ведь
Бог гордым противится!) И порой мнение окружающих на нас очень сильно влияет.
Нам очень нравится, когда о наших детях говорят хорошо. И мы прикладываем все
усилия, делаем всё возможное, чтобы другие, видя нашего ребёнка, ничего плохого
не подумали о нас.
При этом мы не замечаем, как часто из-за этого кричим,
критикуем, требуем, ни в чём не уступая, приводим в пример других детей, при
этом унижая своих. Страдаем мы, и страдают наши дети. Мой сын ходил в музыкальную школу. Его
учитель часто читал ему «нотации», приводя в пример других талантливых детей.
Встречаясь со мной, он тоже говорил с вдохновением о других детях. Меня это
задевало, я стала злиться на сына за то, что у него не получается. Всё его
свободное время мы занимались музыкой и музыкой. Но результат становился только
хуже. А учитель всё твердил: «Он мог бы быть отличным музыкантом, но…» В
результате дома слёзы, истерики и разбитые мамины мечты.
И вот однажды я слышу
в себе: «Что ты делаешь, с чего ты вдруг решила, что он должен быть музыкантом?
Почему ты встала на сторону учителя, а ребёнок остался один?» Как часто наши
дети чувствуют себя одинокими, только лишь потому, что они не оправдали наших
надежд. Конечно, нам стыдно, когда о наших детях говорят не то, что мы хотим
услышать. Но может они так поступают для того, что бы в первую очередь мы
услышали их. Какой бы ни был мой ребёнок, я хочу встать на его сторону, а там
разберёмся. Мы с сыном поменяли учителя в музыкальной школе. Я сказала, что мой
сын не Петров и не Иванов, у него есть своя фамилия и своё имя, а значит своя
личность и свои успехи. И пусть они не так высоки, но они наши. И наши успехи
пошли на поправку.
Мне понравился поступок одного брата в
отношении своего ребёнка. В детском саду подошла к нему воспитатель и в
присутствии его сынишки стала жаловаться на его плохой поступок. Когда мальчики
играли в футбол, мячик улетел за ограду. Мальчишки были растеряны и не знали,
как поступить. Тогда его сын, не задумываясь, быстро
преодолел преграду и передал мяч
команде. Игра была спасена. Конечно, это не правильный поступок воспитанника
детского сада. Но папа встал за сына, он не мог в присутствии сына встать на
сторону воспитателя. В таком случае его сынишка остался бы один без защиты.
Папа отметил смелый поступок своего ребёнка. «Да он рисковал», - сказал папа, «Но он это делал ради команды». Потом, наедине с сыном, они говорили об игре. И папа, обняв мальчика, сказал: «Я рад, что ты смелый, мы любим тебя и заботимся о тебе. Мы хотим, что бы ты знал, что воспитатель так же заботится о тебе, и если что-то случится в следующий раз, пожалуйста, позови её на помощь. Она обязательно тебе поможет». В этой семье сын без страха будет откровенно говорить со своим отцом. А могла бы развернуться и другая картина…
Папа отметил смелый поступок своего ребёнка. «Да он рисковал», - сказал папа, «Но он это делал ради команды». Потом, наедине с сыном, они говорили об игре. И папа, обняв мальчика, сказал: «Я рад, что ты смелый, мы любим тебя и заботимся о тебе. Мы хотим, что бы ты знал, что воспитатель так же заботится о тебе, и если что-то случится в следующий раз, пожалуйста, позови её на помощь. Она обязательно тебе поможет». В этой семье сын без страха будет откровенно говорить со своим отцом. А могла бы развернуться и другая картина…
В конце концов, дети - это дети, и они
не могут быть идеальными. Они только в процессе воспитания. Вы можете спросить:
«А если он украл, а если обманул, а если подрался …» И такое бывает, причём не
редко. А вы думаете, что ваш ребёнок совершен? Он - такой же человек, как и вы,
он так же может ошибаться. Относитесь ко всему спокойно, выдержанно без истерик
и паники, и только тогда сможете здраво поступить.
Библия подробно говорит нам о методах
воспитания детей, о наставлениях, увещеваниях и наказаниях. Но при всём этом
должен присутствовать мир и трезвость. Многие христиане говорят: «Воспитание
это любовь, просто любите». Об этом можно долго рассуждать и спорить, но Библия
учит: «Достигайте любви…» (1Кор.14:1).
И мы возвращаемся к тому, с чего начали: воспитание
детей начинается с самого себя.
Все свои недостатки и грехи, например, гордость, вспыльчивость,
упрямство и т.д., я вижу в своём ребёнке. Я могу сказать: «О, нет, я не такая,
я столько сделала для него, я так его люблю и откуда это в нём?» Но это не
поможет моему ребёнку до тех пор, пока я не признаю это в себе, и не
предоставлю Богу всё это «обрезать».
Наталья Курмазова, г.Владивосток
Приглашаю еще на один блог "НЕБЕСА НЕБЕС"
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (это лучше, чем анонимно)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ