Успех естественных и прикладных наук для многих людей послужил поводом к безбожию. Научные открытия, все новые и новые изобретения и достижения современной техники смутили рядового обывателя и озадачили некоторых, так называемых, «передовых людей».
Преклонившись перед научными достижениями человеческого гения, многие люди, по весьма печальному недомыслию, решили, что теперь они могут обойтись без Бога и Евангелия. Придя к такому выводу, они перестали интересоваться вопросами духовной жизни, отмахнулись от запросов души, отошли от веры, отреклись от Христа, усомнились в подлинности Божественного откровения, подвергли злостной критике и клевете Церковь, осмеяли Христовых служителей, исказили их благотворное влияние на быт, на отдельных лиц, на семью, на массы, умалили потребность их служения и низвели на нет степень их полезности и авторитета. Трудно было допустить более грубую ошибку.
«Наука, — сказал Гарнак, — великая вещь, и горе тому, кто не станет ценить ее и угасит в себе стремление к чистому знанию. Но на вопросы: «куда и зачем» наука может ответить и сегодня так мало, как две или три тысячи лет тому назад. Наука говорит нам о наличной действительности, вскрывает противоречия, находит закономерность в явлениях и исправляет обманы наших чувств и представлений. Но где и как началась кривая линия мира и кривая нашей собственной жизни, та кривая, которую мы знаем только в самой небольшой ее части, об этом наука не может нам сообщить ничего». Заключить, что достижениями науки можно удовлетворить запросы нашего человеческого духа, так же неразумно, как неразумно отрицать солнечный свет только потому, что есть электричество.
Ошибка, вызванная к жизни печальным недомыслием, многими уже замечена и даже исправлена. Временный гипноз науки теряет свою силу, и обольщение гениальностью техники постепенно проходит. Тем, кто еще недавно верил во всемогущество науки, теперь стало до чрезвычайности ясно, что наука, произведшая подлинную революцию в сфере материальной, не коснулась сферы духовной: в мире духовном ничего не изменилось, ничего не нарушилось. Человек все еще принадлежит двум началам — физическому и духовному. Он все еще таит в душе своей тоску по Боге и нетленной отчизне.
Как и до научных открытий, человек все еще грустит, унывает, отчаивается, чувствует себя физически усталым, душевно разбитым, морально падшим, одиноким, покинутым, забытым... Он все еще не свободен от страха смерти, от укоров нечистой совести, от самооплакиванья и роковой своей обреченности. Отрицая Бога, современный человек, все же сомневается в целесообразности безбожия, и не перестает лихорадочно отыскивать хотя бы какое-нибудь разумное основание своему неверию.
Как и до научных открытий, человек все еще грустит, унывает, отчаивается, чувствует себя физически усталым, душевно разбитым, морально падшим, одиноким, покинутым, забытым... Он все еще не свободен от страха смерти, от укоров нечистой совести, от самооплакиванья и роковой своей обреченности. Отрицая Бога, современный человек, все же сомневается в целесообразности безбожия, и не перестает лихорадочно отыскивать хотя бы какое-нибудь разумное основание своему неверию.
Одним словом, внутренняя жизнь культурного человека, со всеми ее многоликими и разнообразными нуждами остается по сей день неудовлетворенной. Вот почему, до тех пор, пока солнце восходит на востоке, а заходит на западе, человек будет нуждаться в примирении с Богом и в спасении своей души. Удовлетворить эти основные нужды человека никакая наука не сможет. Эти и бесконечное множество других духовных запросов и нужд удовлетворяет только Христос. «Ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли!» (Ис. 45:22).
Павел Рогозин
Три брата было нас
Три брата было нас: я – младший.
Мы играть Однажды собрались.
Нас отпустила мать. «Ступайте,
– говорит, – да чур не напроказить!
В саду не рвать цветов, по лестницам не лазить!»
А мы по лестнице тотчас же на чердак.
Трудненько было нам, но взлезли кое-как;
Меж разной утварью стоял там шкап огромный...
Глядь: книга на шкапу лежит громадой тёмной,
Чернеет переплёт. Стащили мы с трудом
Ту книгу. Это был большой тяжёлый том.
Раскрыли: ладаном запахло, храмом Бога,
И сколько радости! Картинок много, много!
Мы сели в уголок – и уж куда играть!
Давай рассматривать и кое-как читать!
А книга между тем, как на шести ступенях,
У нас, у всех троих, лежала на коленях.
Надолго увлеклись мы чтением тогда,
И после каждый день тянуло нас туда.
То Библия была. Иное непонятно
Казалось нам, но всё так веяло приятно!
И больше, больше всё ребяческой душой
Вникать в святой рассказ входило нам в привычку,
С тем ощущением, как будто бы рукой
Мы нежно гладили по перьям Божью птичку.
Виктор Гюго, 1865 г.
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (это лучше, чем анонимно)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то, что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо вам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваши комментарии вдохновляют. Спасибо.
Если хотите получить ответ на ваш комментарий, поставьте "галочку" возле "Отправлять уведомления"... и вам на почту придет ответ